О соблюдении Российской Федерацией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Альтернативный доклад НПО. 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Положение месхетинских турок в Краснодарском крае
Резюме
Месхетинские турки, или месхетинцы - одно из национальных меньшинств Российской Федерации. На протяжении 2002 г. турки в Краснодарском крае подвергались беспрецедентной кампании травли и преследований, запущенной региональным руководством и поддерживаемой федеральными властями. Эскалация организованной прямой дискриминации против месхетинцев как определенной этнической группы, систематическое разжигание вражды в отношении турок местной прессой, массовое вовлечение в репрессивные акции националистических военизированных организаций крайнего толка, известных как "казаки", - все это поставило ситуацию на грань массового насилия.
Месхетинские турки были советскими гражданами и прибыли в Российскую Федерацию до распада Советского Союза. Краснодарский край - единственный регион России, где месхетинцам в массовом порядке было отказано в регистрации по месту жительства (прописке), с которой на практике связан доступ к социальному обеспечению, здравоохранению, образованию, признанием прав собственности и пр. В результате турки оказались в положении, когда отрицаются их основные права человека и гражданина. Вопреки российскому законодательству их официально не признают в качестве российских граждан. Именно в этом заключается существо текущих проблем; все прочие вопросы, связанные с их предполагаемым возвращением на "историческую родину" в Грузию или в те части бывшего СССР, где они жили раньше, такие как Узбекистан, не должны отвлекать от центральной темы гражданства и реализации прав.
Историческая справка
Месхетинцы, или месхетинские турки - мусульмане, говорящие на турецком языке. Они населяли приграничный регион Южной Грузии, часть исторической провинции Месхети, откуда происходит название группы. В ноябре 1944 г. по приказу Сталина приблизительно 90 тыс. месхетинцев были депортированы в Узбекистан, Казахстан и Киргизию - они оказались в списке других "репрессированных народов", таких, как крымские татары и чеченцы, считавшихся нелояльными в военное время. Большинство месхетинцев осознают себя турками, небольшая часть идентифицирует себя в качестве грузин-мусульман или месхов. До настоящего времени месхетинские турки не получили возможности вернуться в те места, откуда они были высланы, или в целом в Грузию.
В июне 1989 г. турки, жившие в Ферганской области Узбекистана (в то время - часть СССР, сейчас - независимое государство), стали жертвами массовых насильственных акций. Все месхетинцы Ферганской области (приблизительно 17 тыс. чел.) были эвакуированы в Центральную Россию по указанию советского правительства. Переселение турок в РСФСР было подтверждено Постановлением № 503 Совета Министров СССР от 26 июня 1989 г. и Резолюцией № 220 Совета Министров РСФСР от 13 июля 1989 г. В последующие полтора года более 70 тыс. турок вынужденно покинули другие регионы Узбекистана, опасаясь за свою безопасность в связи с сохраняющейся этнической напряженностью в регионе. Месхетинцы стихийно переселялись в основном в Россию и Азербайджан, небольшие группы - на Украину и в Казахстан.
В настоящее время на территории бывшего СССР, по разным оценкам, живут около 270 - 290 тыс. турок-месхетинцев, из них 80 - 100 тыс. в Казахстане; 50 - 70 тыс. России (40 - 60.000 из них относятся вынужденным мигрантам, покинувшим Узбекистан в 1989 - 1990 годах), 40 - 60 тыс. в Азербайджане, 25 - 30 тыс. в Кыргыстане, 15 -20 тыс. в Узбекистане, 5 - 10 тыс. на Украине и около 600 чел. в Грузии. Во всех этих странах турки-месхетинцы составляют почти исключительно аграрное население, занимающееся сельскохозяйственным трудом. В последние годы турки также эмигрируют в Турцию.
Политика правительств СССР и России по отношению к месхетинцам, прибывавшим в Россию в 1989-1990 гг.
Переселение турок из Узбекистана в РСФСР не было подкреплено какой-либо долгосрочной программой их интеграции. Оно было одобрено Постановлением № 503 Совета Министров СССР от 26 июня 1989 г. и Постановлением Совета Министров РСФСР № 220 от 13 июля 1989 г. Оба документа предусматривали оказание материальной помощи в небольшом размере месхетинцам, переселяющимся в сельские районы Центральной России, и принятие ряда мер, направленных на то, чтобы облегчить их экономическую и социальную адаптацию. Постановление Совета Министров РСФСР № 220 перечисляло шесть областей, где предусматривалось принятие этих мер (Белгородская, Воронежская, Курская, Орловская, Тверская (в то время Калининская) и Смоленская области, то есть те территории, куда турки уже были эвакуированы); однако, оно не содержало никаких указаний месхетинцам переселяться только в эти регионы. Турки, которые были переселены или прибыли самостоятельно в эти области, получили прописку автоматически.
Турки, которые переезжали в другие регионы России в 1989-1991 гг., как правило, тоже получали прописку, так же, как и большинство советских граждан, перемещавшихся в пределах своей страны. В частности, прописку получили месхетинцы, прибывшие в республики Калмыкию и Чечено-Ингушетию, Ставропольский край, Астраханскую, Волгоградскую, Оренбургскую, Ростовскую и Саратовскую области (то есть, регионы, не упомянутые в Постановлении Совета Министров РСФСР № 220). В целом местные власти не препятствовали туркам в получении прописки. Исключения были в Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской Республике, где небольшим группам месхетинцев отказывали в прописке; тем не менее, в течение 90-х гг. эти люди были постепенно зарегистрированы по месту жительства. Краснодарский край остается единственным регионом в России, где турки в массовом масштабе лишены регистрации по месту жительства.
Материальная помощь, предоставленная туркам, прибывшим в шесть областей Центральной России, была в несколько раз ниже стоимости их имущества, утраченного в Узбекистане. Турки были разбросаны малыми группами по отдаленным и наиболее отсталым в экономическом отношении частям этих регионов; тем же, кто пытался найти жилье и работу в местных городских центрах, отказывали в прописке. Одноразовые выплаты и социальная помощь, предусмотренные правительственными постановлениями, оказались недостаточными для адаптации месхетинцев. Более 2/3 турок, которые прибыли в шесть регионов Центральной России в 1989 г., все еще продолжают жить там; многие из них относятся к социально маргинализованным группам местного населения с наименьшими доходами. Основной проблемой являются жилищные условия, поскольку многие жилые дома, в которые турки вселились в 1989 г., по-прежнему принадлежат местным сельскохозяйственным предприятиям, и месхетинцы не могут их продавать или реконструировать 29.
Турки-месхетинцы в Краснодарском крае
В настоящее время из 50 - 70 тыс. месхетинских турок, находящихся на территории России, приблизительно от 15 до 18 тыс. живут в Краснодарском крае. Более 13 тыс. турок переехали в этот регион после 1989 г.; 3 тыс. жили в Краснодарском крае до 1989 г. Их общее число составляет примерно 0,3% от пятимиллионного населения края. Преобладающее большинство месхетинцев живет в сельских районах. Они выращивают овощи на арендованных землях или приусадебных участках, занимаются мелкооптовой и розничной торговлей или сезонными работами.
Большинству турок (от 10 до 13 тыс.), прибывших в Краснодарский край после 1989 года, региональные и местные власти отказали в регистрации по месту жительства (прописке). Краснодарский край - единственный в России регион, где туркам отказывают в регистрации в массовом порядке. Отсутствие прописки означает непризнание или ограничение почти всех гражданских, политических и социальных прав. Например, из-за отсутствия прописки не регистрируются браки месхетинцев, а в свидетельства о рождении детей не вносятся данные об отцах. В тех случаях, когда мать не имеет паспорта, местные органы записи актов гражданского состояния отказывались оформлять документы о рождении детей турок. Не признаются имущественные права лиц, не имеющих местной прописки, включая турок, на приобретенные ими жилые помещения и приусадебные участки. Соответственно, их право владеть и распоряжаться жилищем и приусадебным участком ограничено. Турки не могут приобретать землю или иную недвижимость, а продать свой дом или участок могут лишь при особых обстоятельствах, с разрешения от местных властей и только в случае, если они выезжают из региона. Им не разрешается ничего строить на своих участках. Эти люди не могут официально продавать или покупать автомобили и иные транспортные средства. Месхетинцы не могут получать или восстанавливать личные документы, включая общегражданские и зарубежные паспорта.
Таким образом, турки лишены права на свободу передвижения и выбора места жительства. Они не могут выехать за пределы России, иначе как на постоянное место жительства, однако трудно представить себе соседнее государство, которое готово было бы принять их в данный момент. Они не имеют права получать или восстанавливать водительские удостоверения. Турки лишены возможности трудоустройства и не могут наниматься на работу на постоянной основе. Поэтому они получают более низкую плату за равный труд по сравнению с гражданами, имеющими прописку. Также они лишены права на оплачиваемый отпуск. Все эти ограничения создают ситуацию, при которой турки-месхетинцы сталкиваются с повсеместными запретами, а затем подвергаются наказанию за попытку занятия обычной повседневной деятельностью с целью выживания.
Не имеющие прописки турки не получают пенсий, пособий и иных социальных выплат. Они лишены доступа к системе страховой медицины и вынуждены оплачивать все медицинские услуги по полной стоимости. Всех без исключения детей месхетинцев допускают к учебе в средних школах, но они не могут получать образование более высокого уровня.
Власти не рассматривают турок-месхетинцев как граждан Российской Федерации; они относятся к ним как к незаконно проживающим на их территории чужакам, которых они более не намерены терпеть. Однако их следует рассматривать как граждан РФ согласно части 1 ст. 13 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации" 1991 года. В статье 13 говорится, что бывшие советские граждане, постоянно проживавшие в РСФСР на дату вступления закона в силу (6 февраля 1992 года), которые не отказались от российского гражданства в течение года после этой даты, признаются гражданами России. Месхетинцы постоянно проживали в РСФСР (впоследствии ставшей Российской Федерацией) на 6 февраля 1992 года, не отказались от гражданства, а, следовательно, по закону считаются российскими гражданами. Их присутствие в РФ также узаконено постановлениями Совета Министров, согласно которым они переселялись в период волнений в Узбекистане.
Не имея документов, подтверждающих российское гражданство, турки не могут участвовать в выборах и референдумах какого-либо уровня, принимать участие в местном самоуправлении, работать в качестве государственных или муниципальных служащих, а, следовательно, лишены возможности представлять свои интересы в органах местного самоуправления и не могут решать свои проблемы с помощью российской государственной системы.
Месхетинцев регулярно проверяет и штрафует милиция за отсутствие регистрации. С 1997 г. многие турки, остановленные при проверке документов и не имевшие при себе паспортов, получали в качестве наказания административный арест на срок до 10 суток. Турки также подвергаются "проверкам", которые зачастую фактически представляют собой незаконные обыски с изъятием имущества, насильственным акциям и угрозам со стороны военизированных националистических организаций крайнего толка, известных в качестве "казаков". Например, 16 апреля 2001 года большая группа казаков избила более 30 турков в станице Новоукраинская; в магазин местного жителя-месхетинца была брошена ручная граната .. 30 ноября 2001 года на хуторе Школьный Крымского района шесть турков были избиты и получили тяжелые травмы. Казаки также запугивали турок-месхетинцев и правозащитников, пытающихся их защитить.
Признаки расовой дискриминации
Турки-месхетинцы в Краснодарском крае подвергаются дискриминации и становятся жертвами кампаний преследований.
Постановление № 1476 Совета Министров СССР от 24 декабря 1987 года об ограничении прописки в Крымской области Украины и Краснодарском крае применялась избирательно, почти исключительно в отношении крымских татар и турок. Из 19897 человек, обратившихся в паспортно-визовую службу Крымского района (в том числе турок) за период с 1 января 1989 года по 1 октября 1994 года, 11001 получили прописку. Из 8479 турок, обратившихся за пропиской в тот же период получили ее только 14 человек. Иными словами, турки составили 92,5% всех, кому было отказано в прописке в Крымском районе. Такая же ситуация имела место и в Абинском районе: в 1989-94 годах из всех, кого местная милиция считала "вынужденными переселенцами", только туркам отказали в прописке 30.
Власти Краснодарского края систематически выделяют турок-месхетинцев в своих постановлениях как особую категорию, выделяемую по этническому признаку, и устанавливают для них особый режим регистрации. 12 февраля 1992 года Малый Совет (президиум регионального законодательного собрания) Краснодарского края издал Решение № 97, установившее для турок временный ограничительный режим 31. 24 апреля 1996 года Законодательное собрание Краснодарского края приняло Постановление № 291-П, в соответствии с которой взрослые месхетинцы были обязаны каждые три месяца проходить особую процедуру регистрации и платить за получение регистрационных свидетельств 32. Эти свидетельства позволяли туркам ставить на учет свои транспортные средства на соответствующий период времени и получить работу на короткий срок (не более двух месяцев). С июня 1997 года региональные власти стали регистрировать месхетинцев только на период 45 дней, как прибывших на короткий срок иностранцев, и взимать за каждую регистрацию сумму, эквивалентную 33 долларам США с человека. Только в январе 2000 года срок временной регистрации для турок был продлен специальным указом губернатора до 8 месяцев. Позднее, в августе 2000 года турки получили перерегистрацию еще на 5 месяцев. Решением краснодарского губернатора от 12 марта 2001 года туркам было разрешено получить временную регистрацию по месту пребывания на срок до 1 года. Удостоверения временной регистрации не дают никаких социальных прав, они лишь временно защищают людей от штрафов за "нарушение паспортного режима" и не позволяют устраиваться на постоянную работу.
20 февраля 2002 г. Законодательное Собрание края приняло Постановление "О дополнительных мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в районах компактного расселения турок-месхетинцев, временно проживающих на территории Краснодарского края" № 1363-П 33, подтвердившее особый статус турок в регионе. Он вводит полный запрет на регистрацию по месту жительства для "лиц без гражданства", предусматривает более интенсивные проверки паспортов и регистрации и требует более жесткий административный контроль за землепользованием в местах "компактного проживания этнических групп". Этот документ, как и все предыдущие нормативные акты в отношении турок-месхетинцев, определенно воспринимается и интерпретируется так, словно месхетинцы находятся на территории России лишь транзитом, на них не распространяется российское законодательство и для них устанавливается особый режим. Постановление было отменено в конце 2002 г., когда вступил в силу Федеральный Закон "О правовом статусе иностранных граждан в Российской Федерации", установивший более строгие ограничения в отношении людей, не рассматриваемых как граждане РФ.
Совершенно определенно местные власти подходят избирательно к рассмотрению заявлений о регистрации по месту жительства: туркам всегда отказывают в прописке в отличие от граждан других национальностей, которые в меньшей степени страдают от введенных ограничений на регистрацию. В 1997-1998 гг. массовые увольнения людей, не имевших местной прописки, коснулись исключительно турок, которые работали на временной основе на различных предприятиях Крымского и Абинского районов. В марте и апреле 2002 г. турки были в массовом порядке также уволены с предприятий Темрюкского и Анапского районов м города Новороссийска 34. Подворные обходы и проверки паспортов, штрафы за отсутствие регистрации, за "незаконную торговлю" и за "незаконный захват земли", арест имущества в обеспечение выплаты штрафов - все это применяется только в отношении турок и курдов в Крымском, Абинском и Анапском районах 35. В мае-июне милиция патрулировала поля в Крымском, Абинском, Анапском, Темрюкском районах и в Новороссийске и задерживала месхетинцев, которые пытались приступить к работе. К примеру, 23 мая 2002 г. несколько десятков турок были задержаны на полях в Анапском районе и Новороссийске и посажены в камеры 36. В мае 2002 г. 18 турецких детей были отчислены из муниципального детского сада в станице Новоукраинской Крымского района 37. В мае и июне 2002 г. муниципальные поликлиники в Крымском районе открыто отказывали в медицинской помощи пациентам турецкой национальности 38.
Краснодарское краевое отделение Международного общества месхетинских турок "Ватан" было ликвидировано решением суда 24 июля 2002 г. Иск о ликвидации был подан краевым Управлением Министерства юстиции РФ, которое обвинило "Ватан" в деятельности, противоречащей его уставным целям. Это обвинение обосновывалось таким образом, будто "Ватан" защищал права турок в Краснодарском крае и тем самым способствовал их "оседанию" в регионе, в то время как Устав "Ватана" предусматривает в качестве цели организации только переселение турок в Грузию; последнее не соответствует действительности. Представитель "Ватана" не был надлежащим образом информирован о судебном заседании и смог участвовать в процессе. Суд не изучал деятельность "Ватана" по существу, он просто констатировал, что организация трижды получала официальные предупреждения Управления юстиции, но не привела свою деятельность в соответствие с официальными предписаниями.
Военизированные казачьи формирования проводят массовые подворные проверки паспортов также исключительно против турок. При этом они угрожают месхетинцам и совершают насильственные акции. 31 марта 2002 г. 150 казаков пытались выселись две месхетинские семьи из поселка Нижнебаканского (Крымский район), но их остановили местные турки 39. 28 июня 2002 г. группа из приблизительно 200 казаков прибыла в село Киевское, где месхетинцы начали голодовку протеста. Многие турки из других населенных пунктов тоже собрались в селе, чтобы поддержать своих, и ситуация оказалась на грани столкновения, которое предотвратило вмешательство оказавшихся на месте правозащитников и просто местных жителей, старавшихся не допустить конфликта.
Разжигание этнической вражды
Высшие должностные лица Краснодарского края регулярно делают публичные заявления о том, что они создадут для месхетинцев и других "нелегальных мигрантов" невыносимые условия жизни, чтобы вынудить их уехать из региона.
На региональном совещании чиновников краевого и районного уровней, прошедшем в Абинске 18 марта 2002 г., губернатор Краснодарского края Александр Ткачев говорил следующее: "Мы должны защищать свою землю и коренное население… Когда мы имеем несколько тысяч курдов, несколько тысяч турок, особенно, локально проживающих на территории Крымского, Абинского районов, и в целом, по краю… В результате наших послаблений, я уверен, что в крае в течение десяти лет может подняться иная этнографическая ситуация… Это - казачья земля, и все об этом должны знать… Здесь наши правила игры…" 40 Относительно турок Ткачев высказывался таким образом: "По различным оценкам, в крае сегодня проживает от 15 до 20 тысяч турок-месхетинцев, что является очень серьезной проблемой. Я говорю, обращаясь к ним: не забывайте, что вы гости на нашей земле. Рано или поздно нам с вами придется проститься. Сегодня идет вытеснение исконно русского казачьего населения из казачьей сферы, некоторые "гости" промышляют воровством, продажей наркотиков. … Большинство турок-месхетинцев не желает уезжать с нашей территории. Я думаю, будут подключены все механизмы и давления, и убеждения для того, чтобы количество выезжающих "гостей" увеличивалось с каждым годом. Более того, надо сократить и число приезжающих, кстати, не только турок, но и азербайджанцев, курдов и др." 41
"Есть международная договоренность о выселении турок-месхетинцев в Грузию, на историческую родину. Но дело в том, что они не хотят туда возвращаться. Мы намерены защищать Кубань ото всех, кто запамятовал, что он здесь гость и вести себя должен соответствующим образом, не злоупотребляя гостеприимством." 42
Краевые и местные средства массовой информации, целиком контролируемые властями, прямо поддерживают взгляды и политику администрации региона в отношении мигрантов, этнических меньшинств и месхетинских турок как отдельной группы. Месхетинцев описывают как временное население, или как "нелегальных иммигрантов", как группу, чье присутствие приносит региону вред. Местная пресса изображает турок как "криминальное" этническое меньшинство и "пятую колонну" иностранных разведывательных служб.
Ниже приводится пара типичных суждений местной прессы о турках.
"Переселенцы социально не адаптированы, две трети из них проживают в крае без законных оснований, занимаясь нелегальным бизнесом. По данным ГУВД края, в тех районах Краснодарского края, где компактно проживают турки-месхетинцы, резко усилился незаконный оборот наркотиков и оружия. Кражи с полей стали настоящим бедствием. Случаются и более страшные преступления - убийства, изнасилования детей и стариков. Турецкое население почти не вносит вклада в бюджет края и районов. … Ситуация усугубляется тем, что турки-месхетинцы достаточно агрессивно требуют предоставить им права наравне с местным населением. Лидеры турецкого общества "Ватан" обращаются во все международные организации, требуя дать им возможность участвовать в выборах, а также отменить регистрацию на территории Краснодарского края, чтобы турки могли без ограничений жить в любом населенном пункте Кубани…" 43
"Мы уже не первый раз поднимаем тему проживания лиц без гражданства - турок-месхетинцев, армян, азербайджанцев и т.д. А в этот раз отмолчаться - значит дать понять, что многие средства массовой информации поддерживают требования тех, кто незаконно проживает в крае и творит немало безобразий. Достаточно поговорить с любым жителем Крымского района, чтобы понять - место там, как на вулкане, и жерло этого вулкана с каждым днем становится все шире и шире, засасывая все новые и новые жертвы. И чаще всего этими жертвами становятся русские люди. Люди, которые не только приютили в свое время беженцев из бывшего СССР, но и делились последним куском хлеба, постельными принадлежностями. Но вот бывшие беженцы окрепли, пустили корни, и мы воочию убедились в том, чего они стоят. Нет! Они не отблагодарили русских, у них не было такого желания. У них было одно стремление - сесть на шею, стать подлинными хозяевами чужой земли. И они этого добиваются любыми путями.
Еще лет десять назад на Кубани проживало несколько сот турок-месхетинцев. Теперь их, по официальным данным, двадцать пять тысяч. Сколько в действительности, не знает никто. Значительно увеличилось количество армян, азербайджанцев, чеченцев… Понимая, что лучше места не найти, наши "гости" начинают не только просить, но, чаще всего, требовать, причем эти требования с каждым годом становятся все настойчивее. Ну, а когда ничего не помогает, а администрация края проводит жесткую политику в отношении лиц, незаконно проживающих на Кубани, то в ход идут и политические меры, как, к примеру, была организована голодовка в селе Киевском Крымского района… Теперь о том, чего добиваются лидеры общества "Ватан". Прежде всего - жить на территории Краснодарского края, и не где-нибудь в захолустье, а именно в Крымском районе, а еще лучше - на Черноморском побережье. А если нам такого не позволят, то мы оповестим весь мир о том, что на Кубани проводится политика этнических чисток (вспомните Косово, там тоже все так начиналось) 44 .
Развитие ситуации в Краснодарском крае в последнее время
Давление на месхетинцев резко усилилось начиная с зимы 2001/2002 г. Краевые власти наложили новые ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства и ведут кампанию травли против жителей края, не имеющих регистрации, которых они называют "нелегальными мигрантами". Новый краевой Закон "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" № 460-КЗ от 11 апреля 2002 г. вводит разрешительный порядок регистрации по месту жительства и пребывания.
Высшие должностные лица Краснодарского края регулярно делают публичные заявления о том, что они создадут для месхетинцев и других "нелегальных мигрантов" невыносимые условия жизни, чтобы вынудить их уехать из региона. Многим туркам в западной части края независимо от их прописки отказали в аренде участков земли у местных сельскохозяйственных предприятий. Месхетинцам также мешают продавать овощи с собственных приусадебных участков. Местные власти отказываются выдавать справки о владении приусадебными участками, а милиция штрафует продавцов за "незаконную торговлю". Турок также штрафуют за "незаконный захват" собственных приусадебных участков и жилых домов, приобретенных 12-13 лет назад. Турки обычно не могут платить подобные административные штрафы, и местные суды налагают арест на имущество (включая скот, запасы еды, посуду) десятков семей. В последнее время в рамках антитурецкой кампании отмечались отказы в медицинской помощи и в приеме детей в детские дошкольные учреждения.
Туркам систематически отказывают в доступе к правосудию: местные судьи под различными надуманными предлогами отказывают месхетинцам в возбуждении судебных дел.
В марте и июне 2002 года губернатор края объявил о кампании массового выдворения "незаконных мигрантов", и по крайней мере две семьи курдов в апреле были депортированы в соседнюю Ростовскую область. Власти используют в качестве дополнительной полицейской силы ультранационалистические по идеологии военизированные казачьи формирования. В настоящее время месхетинцы регулярно подвергаются подворным обходам и штрафам 45 . Иногда это делает милиция совместно с казаками, иногда казаки сами проводят свои антитурецкие "проверки".
В отчаянии несколько месхетинцев - жителей села Киевское 22 июня 2002 г. объявили голодовку в знак протеста против преследования и травли. 1 июля голодовка была приостановлена. Региональные власти оказали сильное давление на участников этой акции и пригрозили им наказанием. Экстремистски настроенные казачьи формирования также угрожали насилием в отношении турок.
Летом 2002 г. туркам разрешили временную регистрацию сроком на три месяца. Когда она истекла в ноябре, власти не предусмотрели ее продления. После этого турок опять подвергли массовым проверкам "паспортного режима". Многие люди были оштрафованы и задержаны.
Позиция федеральных властей
Усиливающиеся дискриминация и травля турок-месхетинцев, организованная и проводимая краевыми властями, полностью игнорируется федеральным правительством. Федеральные власти также выразили готовность выдворить турок-месхетинцев из России. Александр Ткачев неоднократно заявлял, что его планы избавиться от "мигрантов" поддерживает президент Владимир Путин. Со стороны Кремля не было поступило ни четкого подтверждения, ни опровержения этих заявлений. Будучи в Краснодаре в конце мая, заместитель главы президентской администрации несколько раз публично заявил, что между федеральным правительством и региональными властями нет разногласий по вопросам миграции. Совет Федерации (верхняя палата Федерального Собрания РФ) принял 10 июля 2002 года заявление о миграции и этнической ситуации в Краснодарском Крае. В этом заявлении содержится призыв к массовой депортации лиц, не имеющих гражданства и местной регистрации, к возвращению турок-месхетинцев в Грузию и к переселению некоторых групп мигрантов и этнических меньшинств в центральные и северные регионы страны.
Между тем, российское руководство официально признавало, что месхетинцы в Краснодарском крае подвергаются дискриминации. Доклад Российской Федерации "О выполнении положений Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств" (март 2000 г.) содержит следующий абзац 46 : "На протяжении 1998-1999 гг. в прокуратуру Краснодарского края периодически обращались представители краевого отделения международного общества турок-месхетинцев "Ватан" по поводу окончательного определения статуса проживающих на Кубани лиц этой этнической группы. Органы законодательной власти края неоднократно принимали нормативные акты, направленные на ограничение прав турок-месхетинцев, переселившихся в Россию из Киргизии, при регистрации по месту жительства и приобретении жилья. После принятия мер прокурорского реагирования все эти антиконституционные акты были приведены в соответствие с федеральным законодательством." 47 .
Судебная практика
За последние 13 лет обращения месхетинцев в суд в Краснодарском крае с целью защиты своих прав не носили массового и организованного характера; общее число дел едва ли превышает 200. В нескольких десятках случаев турки выигрывали дела по трем вопросам: о признании права собственности, о регистрации по месту жительства и о признании юридического факта постоянного проживания в России с 1989 г. Тем не менее, это не оказывает никакого позитивного воздействия на ситуацию, в частности, потому что решения судов не исполняются, потому что российская судебная система не основана на прецедентном праве и не предусматривает защиты прав неопределенного круга лиц. Наиболее серьезным препятствием для турок в деле судебной защиты их прав выступают социальные условия, поскольку турки живут в удаленных сельских районах, многие из них в недостаточной степени владеют русским, а судебные пошлины оказываются для них слишком высоки. Местные власти различными способами оказывают давление на турок, мешая им обращаться в суд, и на местных адвокатов, препятствуя им представлять месхетинцев в суде. В последние годы суды также зачастую отказываются принимать к рассмотрению иски и жалобы под различными произвольными предлогами. Например, судья Крымского районного суда Т.Литвиненко в 1999 г. оставила без рассмотрения заявление Р.Таштанова о признании права собственности на жилой дом. Предлогом было "отсутствие доказательств того, что продавец отказался от регистрации сделки", хотя Таштанов представил справку из милиции о том, что прежний владелец давно выехал из края. В 2000 г. Крымский районный суд не принял к рассмотрению жалобу Х.Умарова. Последний обжаловал отказ паспортно-визовой службы Крымского района зарегистрировать по месту жительства в его собственном доме его жену и сына, хотя его российское гражданство и права собственности на дом были официально признаны и удостоверены.
С 1997 г. местные суды зачастую выносят решения не в пользу истцов со ссылкой на региональное законодательство, хотя они обязаны применять федеральное законодательство. Хатидже и Абдулкерим Ахмедовы, живущие в Абинске, обратились в районный суд с жалобой на действия паспортно-визовой службы, отказавшей им в регистрации по месту жительства в собственном доме. 22 мая 1997 г. районный суд со ссылкой на региональный закон о регистрации по месту жительства признал жалобу Ахмедовых необоснованной на том основании, что Ахмедовы не являются гражданами РФ, а закон ограничивает регистрацию неграждан. Через два года дело Ахмедовых достигло Верховного Суда РФ. Коллегия по гражданским делам ВС РФ в качестве надзорной инстанции рассмотрела жалобу и признала, что решение не было основано на законе и что вопрос о принадлежность Ахмедовых к гражданству РФ не был изучен судом первой инстанции. 20 июня 2000 г. вновь рассмотрел жалобу Ахмедовых и постановил, что их жалоба подлежит удовлетворению. Это решение было подтверждено краевым судом 10 августа 2000 г. Таким образом, одно успешное дело, повлекшее обращение в Верховный Суд, из-за сопротивления местной судебной системы заняло 37,5 месяцев и не оказало позитивного влияния на ситуацию в целом.
В некоторых случаях решения суда, в основном по делам о регистрации по месту жительства, не были исполнены милицией. Например, 23 февраля 1998 г. Крымский районный суд обязал паспортно-визовую службу Крымского района зарегистрировать по месту жительства Фермана Пашаева (жившего на хуторе Адагум Крымского района с 1990 г.), на паспортно-визовая служба не исполнила этого решения до настоящего времени.
В последние годы некоторые турки пытались установить в судебном порядке юридический факт их постоянного проживания в России в 1992 г. и тем самым добиться от паспортно-визовой службы признания их российского гражданства. В ряде случаев судьи отказывались под различными предлогами от рассмотрения таких заявлений. Например, в марте 2001 г. судья Крымского районного суда отказался принять к рассмотрению заявления об установлении факта постоянного проживания в России Зухры и Мустафы Эминовых на день вступления в силу российского закона о гражданстве. Предлоги были следующими: заявители не предоставили доказательств проживания в России до 1992 г. (хотя это и должно было быть предметом рассмотрения в суде), месхетинцы являются временными жителями Краснодарского края, а потому их статус должен определяться особо. После последовавшего в июне 2001 г. аналогичного отказа краевого суда принять заявление к рассмотрению, Эминовы, которые оказались лишенными доступа к правосудию, подали жалобу в Европейский Суд по правам человека в соответствии со статьями 6 (1), 13 и 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и в настоящее время ожидают решения.
Между тем, к августу 2002 г. по 26 месхетинским заявлением судами были признаны юридические факты постоянного проживания на территории России на 6 февраля 1992 г. для последующего признания российского гражданства. Крымская паспортно-визовая служба отказалась выдать этим людям паспорта граждан РФ. Один из них, Лачин Айдынов обратился с жалобой на этот отказ в районный суд, суд отклонил жалобу 6 мая 2002 г. Спустя месяц краевой суд подтвердил это решение.
К следующему разделу