Новые сообщения · Участники · Правила форума · Искать · RSS
  • Page 1 of 1
  • 1
Forum moderator: JNL4EV3R  
Турки - месхетинцы
mdyaДата: Sa, 23/02/08, 16:28 | Сообщение # 1


Награды
За начало



Сообщений: 16
ТУРКИ-МЕСХЕТИНЦЫ, тюрк (самоназвание; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ, живущий в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 тыс. человек), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (около 30 тыс.), Узбекистане (около 15 тыс.), Украине (около 7 тыс.); общая численность на территории бывшего СССР - 260-280 тыс. человек (оценка). Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

В этногенезе Турков-месхетинцев участвовали тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 веке. Район Месхетского хребта сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в 13 веке и походом Тимура в 1395, увеличили численность тюрков в пограничных юго-западных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. С вхождением в 1555 в состав Османской империи территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетинцы).

Историческая родина Турков-месхетинцев (рисунок-карта)

http://i046.radikal.ru/0802/37/a3cb66cf70bb.jpg

Новейшая история

С 1928 по 1937 годы турки-месхетинцы подвергались репрессиям: их принуждали менять национальность и брать грузинские фамилии. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс., 26 тыс. из них погибло).
В 1944 турки-месхетинцы (вместе с курдами, хемшилами и другими кавказскими народами), по обвинению в пособничестве врагам а именно то что, значительная часть населения, связанная с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями, занималась контрабандой, проявляла эмиграционные настроения и служила для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп , по приказу И. В. Сталина были принудительно выселены со своих территорий в Грузии в Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Всего было выселено 115,5 тыс. чел., из них около 17 тыс. погибло в пути. С ними довольно быстро смешались и небольшие группы турок-османов, выходцев из центральной Турции, живших в Абхазии и Аджарии и выселенных оттуда в Среднюю Азию в 1948-49 годах.
Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как "спец. переселенцы" (т.е. без права изменения места жительства).
В 1956 с турков-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа, в особенности в Кабардино-Балкарию и Северный Кавказ.
В мае 1989 произошел погром турков-месхетинцев в Ферганской долине Узбекистана в результате роста этнического напряжения в перенаселенной и обедневшей части Ферганы. За этим последовала массовая эвакуация турок-месхетинцев из Узбекистана в Россию, Казахстан и Азербайджан.
В 1990-х Грузия начала принимать месхетинских переселенцев, если те объявляли о своей грузинской этнической принадлежности.[Источник?] Это вызвало протесты среди армянского населения провинции Самцхе-Джавахети и приём был остановлен.
Азербайджан принял несколько тысяч месхетинцев, однако, ввиду проблемы с беженцами из Нагорного Карабаха, дальнейшее переселение было приостановлено.
Турция, которую многие турки-месхетинцы рассматривают в качестве настоящей родины, начала программу по приему месхетинских иммигрантов, с заселением их в бедные восточные районы страны с преобладающим курдским населением, что не соответствовало ожиданиям месхетинцев, которые в свою очередь не стали заселяться в отведенных им территориях и заселились в большинстве своём в такие турецкие города, как Бурса, Игдыр и др. На данный момент в Турции проводятся мероприятия, поддерживаемые государством, по облегчённому получению гражданства турками-месхетинцами. По облегчённому получению гражданства турками-месхетинцами существует специальный закон.
Значительная группа месхетинцев компактно осела в юго-западных районах Краснодарского края России. Однако, как в силу общей политики местных властей противодействия иммиграции в этот край, так и в особенности из-за возникшей неприязни именно к месхетинцам, последние испытывают притеснения со стороны районной администрации и негативное отношение местного казацкого населения. В Краснодарском крае налицо социальная проблема на национальной почве.
С февраля 2004 при содействии правительств России и США, Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. На сентябрь 2005 около 21 тысячи лиц подали заявления об участии в программе и 5000 переехали в города Портленд, Филадельфия, Атланта, Ноксвилль, Вокеша, Кент, всего более чем в 60 городов Америки. На данный момент программа приостановлена.
22 июня 2007 года Парламент Грузии принял законопроект о репатриации турок-месхетинцев, проживавших на юге Грузии и переселенных в республики Средней Азии: "О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века". В соответствии с законопроектом желающие репатриироваться в Грузию должны до 1 января 2009 года представить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания.


МОЙ!!!!

mdyaДата: Sa, 23/02/08, 16:29 | Сообщение # 2


Награды
За начало



Сообщений: 16
AhiskaTURK Kovlyarimiz:

AHISKA
Ab
Abathev
Ahaldaba
An
Anda
Andriyazimda
Arcan
Argul
Azgur
Boga
Bulorza
Büyük Agara
Cağısman
Çala
Çaral
Çarem
Cecerek
Çohda
Çorço
Çunta
Elyazimda
Garatuban
Goroma
Görgizimda
Grel
Gurgal
Hag
Hevut
Hıriy an
İmlita
İncgola
Kantiyet
Kisatip
Kobaze
Koltahev
Koncga
Küçük Agara
Mikelzimda
Minaze
Mugaret
Odunda
Okera
Oral
Orpola
Orsep
Persa
Sagul
Sakunet
Shaltbila
Shaltuba
Shorza
Siniban
Sinis
S iriyoh
Sohtev
Suhlis
Sür
Şurdo
Talatuban
Tatanis
Tekrut
Temlala
Tısel
Tibet
Tiribo
Toba
Uravel
Vale
Vaşlova
Yengiköv
Zeyiba n
Zigila
Zilan
Zir
ADİGÖN
Abastuban
Adigön
Aral
Arzne
Aşağı Entel
Aşağı Shis
Avher
Balacur
Beynara
Büyük Sımada
Cihnaskaro
Cikil
Curgota
Çeçla
Çela
Dersel
Entel
Garatuban
Goderz
Gomaro
Gorgan
Gorgul
Gortuban
Gukunaur
Harcam
Hero
H eveşen
Hona
Huro
İcaret
Kaharet
Kakvi
Katsaral
Kehvan
Kikibo
Kikinet
Kordze
Kortoh
Küçük Sımada
Lelovan
Malase
Mohe
Nakurdev
Namindur
Opiyet
Orgoşan
Osiyet
Pareha
Pulate
Rabat
Sabuzar
Sakraze
Samgur
Samhre
Sarbast uban
Sayirma
Sıhisuban
Sire
Soga
Şolaver
Teynis
Tsahan
Tutacvar
Ude
Untsa
Uthisuban
Varhan
Yukarı Entel
Yukarı Shis
Zanav
Zarama
Zazali
Zeduban
ASPİNZA
Aspinza
Agara
Ahaşen
Ahçiya
Alandza
Alecuva
Ardah
Askeriya
Aşağı Oşora
Atskvit
Azgüda
Bazarhana
Buzmaret
Colda
Çobaret
Damala
Danet
Erkota
Gabet
Gamze
Gilde
Gobiyet
Gurbağaoğli
Havet
Hırtız
Hizabara
İdumala
İndusa
Karzamet
Kelsuda
Kokiya
Koyundere
Kuna
Kvarşa
Lebis
Merkistan
Mılaşe
Nakaleköv
Niyala
Ongora
Ota
P anaket
Persihe
Piya
Roget
Rustav
Sahudabel
Sarı
Şaluşet
Taşlıkışla
Tezeköv
Tmogvi
Tolerta
Toloş
Toras
Tsunda
Tümük
Van
Varh an
Varnet
Varziya
Vertas
Yukarı Oşora
Zeldo
Zurzel
Zvel
AHILKELEK
Ahılkelek
Ablah
Apniya
Azman
Baralet
Bathana
Dabana
Damgalı
Davniya
Edinca
Gilda
Hançalı
H avet
Humris
Kahaşen
Karsep
Karta
Koteliya
Miraşhan
Murakval
Murcahet
Okam
Oruçalar
Tshrut
Varevan


МОЙ!!!!

mdyaДата: Sa, 23/02/08, 16:29 | Сообщение # 3


Награды
За начало



Сообщений: 16
Ahıska Türklerinin dönüş sorunu-Cavid VELİEV

Gürcistan, yasayı uygulamakta zorlanıyor...

Stalin döneminde Sovyetler Birliği'nin diğer bölgelerine sürülen Ahıska Türklerinin yeniden yurtlarına dönüşü, uzun tartışmalar sonucunda yasal hak olarak tanındı. Bu hakka çeşitli sınırlamalar getirilirken, dönüş işlemleri de sorunları bünyesinde barıdırıyor.

Ahıska Türklerinin yurtlarına dönüşü Gürcistan'daki Ermenileri rahatsız ediyor. İddialar Türklerin dönüşüyle bölgede radikal İslamın yükseleceği boyutuna kadar uzanıyor. Yarım milyona yakın Ahıska Türkü eski topraklarına dönmeyi bekliyor.

1944 yılında Josef Stalin ve Lavrenti Beria tarafından sürgüne gönderilen Ahıska Türkleri günümüzde bütün BDT coğrafyasına dağılmış vaziyette yaşamaktadırlar. Bugüne kadar gerçek nedeni açıklanmayan sürgün, kimilerine göre Ahıskalıların Nazilerle işbirliği yapması; kimilerine göre ise Türkiye yanlısı olmaları nedeniyle gerçekleşti. Ahıskalılar daha sonra Fergana Vadisinden (1989) ve Rusya'nın Krasnodar vilayetinden (2003-2004) de sürüldüler ve bu sürgünlerle yerlerinden edilenler de hala kendi vatanlarına dönme şansı bulamadılar. Bu sürgünlerin dışında, 1969, 1982 ve 1989 yıllarında Gürcistan'a dönen Ahıska Türkleri ise tekrar zorla Gürcistan'dan çıkarılmışlardır. Gürcistan yönetimi Ahıskalıların Osmanlı tarafından Müslümanlaştırılmış Gürcüler olduğunu ve asıl adlarının Mesheti olduğunu iddia etse de hem 1944 sürgünü belgeleri hem Avrupa Konseyi belgeleri Ahıskalılar'ın Türk olduğunu belgelemektedir. Ancak belgelenen bu gerçeğe rağmen 1990 yılında Gürcü olduğunu kabul eden bir kısım Ahıska Türkü Gürcistan'da kalma şansı bulmuştur. Fakat 1992 yılında Zvaid Gamsahurdiya'nın ırkçı politikaları nedeniyle Gürcistan'da kalan söz konusu Ahıskalıların bir kısmı yeniden Gürcistan'ı terk etmek zorunda kalmıştır. Gürcistan'a göç eden bin 200 Ahıska Türkü'nden sadece 600'ü Gürcistan vatandaşlığını alabilmiştir.

Eski SSCB bölgesinde, vatanlarından uzak 270-345 bin Ahıska Türkü'nün yaşadığı düşünülmektedir. Yaklaşık 60 yıldır bir birlerinden ayrı yaşayan Ahıska Türkleri'nin dili Türkiye, Azerbaycan ve Gagauz Türkçesiyle hemen hemen aynıdır. Dünyadaki toplam nüfusları yarım milyon civarında olan Ahıska Türkleri, Azerbaycan, Kazakistan, Kırgızistan, Rusya, Ukrayna, Sibirya ve Kuzey Kafkas ülkelerinde darmadağınık bir hâlde yaşamaktadırlar. Azerbaycan'da 90-110 bin, Kazakistan'da bir o kadar, Rusya'da 50-70 bin, Kırgızistan'da 25-30 bin, Özbekistan'da 10-15 bin ve Ukrayna'da 5-10 bin Ahıskalı yaşamaktadır. Türkiye Cumhuriyeti tarafından çıkarılan Ahıska Türklerinin Kabul ve İskânına Dair Kanun gereğince bir grup Ahıskalı Türkiye'ye getirilerek Iğdır'a yerleştirilmiştir. Türkiye'deki Ahıska Türkleri'nin nüfusunun 25 bin olduğu düşünülmektedir.

GERİ DÖNME YASASI TARTIŞMALI

Uzun süren mücadelelerine rağmen birkaç ailenin bireysel olarak dönmesi dışında Ahıska Türkleri 63 yıldır kendi ana vatanları olan Ahıska'ya dönememişlerdir. 29 Nisan 1999'da, Gürcistan'ın, Avrupa Konseyi üyesi olarak kabul edilmesiyle Ahıska Türkleri'nin kendi vatanlarına dönmeleri için umut doğmuştur. 20 Mayıs 1999'da Avrupa İnsan Hakları Sözleşmesi'nde, 07 Temmuz 2002'de ise Ahıska Türklerinin ana meselesi olan mülkiyet hakkıyla alakalı 1 Nolu Protokolü'nde bazı çekinceler ileri süren Gürcistan, Ahıska Türkleri'nin vatanlarına dönmeleri için gerekli olan yasal düzenlemeleri iki yıl içinde hazırlayacağı vaadinde bulunmuştur. Fakat bu yasa iki yıl sonra değil tam 8 yıl sonra Gürcistan yönetimi tarafından onaylanmıştır. 11 Temmuz 2007'de Gürcistan parlamentosu ancak üçüncü kez okunuşta Ahıska Türkleri'nin Gürcistan'a dönemsinin önünü açan, "Yirminci Yüzyılın 40'lı yıllarında Sovyetler tarafından Gürcistan'dan sürülen şahısların geri dönmesi hakkında"ki yasayı kabul etmiştir. Yasa sadece Ahıska Türklerini değil Ahıska Türkleri ile birlikte sürülen diğer halkları da kapsamaktadır. Fakat bu yasayla Gürcistan'a dönecek en büyük halkın Ahıska Türkleri olması ve özellikle Türk olmaları Gürcistan içinde ve dışında bazı tartışmalara neden olmuştur.

Yasanın Gürcistan parlamentosunda müzakeresi sırasında Gürcistan milletvekilleri ikiye bölündü. Bu yasanın "demokratik Gürcistan" imajı yaratılması açısından çok önemli bir adım olduğunu düşünen iktidar, Gürcistan'ın Avrupa Konseyi karşısındaki yükümlülüğünü yerine getirmesi gerektiğini açık bir şekilde ifade ederken özellikle aşırı milliyetçi muhalif partiler bu yasanın Gürcistan'ın güvenliği ve sosyo ekonomik durumu açısından sorun yaratacağını öne sürerek yasayla ilgili görüşmelerin ertelenmesini istediler. İkinci gruba dahil olanlar da kendi aralarında iki farklı düşünceyi barındırmaktaydılar. Bazılarına göre Gürcistan, öncelikle Güney Osetya ve Abhazya'dan gelenlerin sosyo ekonomik sorununu çözmeliydi. Diğerleri ise bu projenin Türkiye, Rusya ve Azerbaycan destekli bir proje olduğunu ve Ahıska Türkleri'nin dönmesi durumunda Gürcistan'da Türk etkisinin ve ayrılıkçı eylemlerin artacağını öne sürerek karşı çıkmaktaydı. Hatta Ahıska Türkleri'nin dönmesinin Gürcistan'da radikal İslam tehlikesi yaratacağını söyleyen muhalifler bile oldu. Gürcistan iktidarı muhalefetin endişelerini gidermek için 22 Haziran'da muhalefet liderleriyle toplantı gerçekleştirdi fakat olumlu sonuç alamadı. Buna rağmen 19 oya karşı 119 oyla yasa, Gürcistan parlamentosunda onaylandı.

Bu yasayla Gürcistan 1999'da Avrupa Konseyi'ne karşı üstlendiği yükümlülüğü yerine yetirmiş olduysa da yasa, içeriği itibariyle bazı tartışmalara neden olmaktadır. Hatta bazı milletvekilleri söz konusu yasayı Ahıskalılar için "geri dönememe yasası" olarak tanımladı. Gürcistan basınına yansıdığı kadarıyla geri dönüş yasasının ana hatları şöyledir:

? Geri dönmek isteyen Ahıska Türklerinin, 1 Ocak-31 Aralık 2008 tarihleri arasında bulundukları ülkelerdeki Gürcistan büyükelçilikleri veya konsolosluklarına müracaat etmeleri gerekmektedir. Geri dönmek isteyenlerin aynı zamanda Gürcistan'dan sürüldüklerini kanıtlayan eski belgeleri de göstermeleri gerekmektedir.

? Gürcistan hükümeti Ahıska Türkleri'nin geri dönmesini ve Gürcistan'da toprak mülk edinmesinin maddi boyutunu üstlenmemektedir. Geri dönüşün maddi olarak Gürcistan tarafından desteklenmemesi Ahıska Türkleri arasında rahatsızlığa neden olmaktadır. Ahıska Türkleri bu konuda Türkiye ve uluslararası kurumlardan destek beklemektedirler.

? Gürcistan'a dönecek Ahıska Türkleri ülkenin istediği yerine dönebilecek ve bir yıl içinde Gürcistan vatandaşlığı alacaktır. Ahıska Türkleri kendi vatanları olan Ahıskaya dönmek istemektedirler. Azerbaycan'da yaşayan Ahıska Türkleri'nin Vatan Cemiyeti'nin Başkanı İbrahim Burhanov'a göre, 100 bin Ahıska Türkü Ahıska'ya dönerse kendi ana vatanlarına sahip çıkmış olacaklar.

? Ahıskalıların geri dönmesiyle Gürcistan Kaçkınlar ve Yerleştirme Bakanlığı ilgilenecektir. Durumu kontrol altında tutmak için Gürcistan İçişleri ve Adalet Bakanları da duruma müdahale edebileceklerdir.

ERMENİLER TEDİRGİN

Ahıska Türkleri'nin Gürcistan'a dönmesi ile ilgili çıkarılan yasa en çok Gürcistan'da yaşayan Ermeniler ve Ermenistan tarafından rahatsızlıkla karşılanmaktadır. Sürekli olarak Ahıska Türkleri'nin dönmeyeceklerini gündeme taşıyan Ermeni basını Ahıskalıların kitlesel geri dönüşünü istememektedirler. Çünkü Ahıska Türkleri'nın ana vatanları olan Ahıska, tamamen Ermenilerle meskûnlaştırılmıştır. Ermenilerin çoğunlukta yaşadığı ve Gürcistan merkezi yönetiminden özerklik talep ettikleri Ahelkelek bölgesinde de 22 Ahıska köyü bulunmaktadır. Bu bölgeye Ermeniler 1828 yılından sonra Rusya'nın Gürcistan temsilcisi Paskeviç tarafından "güvenilir insanlar" adı altında yerleştirilmiştir. Abhazya ve Güney Osetya'da ayrılıkçı yönetimlere destek veren ve bu bölgelerde Gürcistan'a karşı savaşan Ermeniler, Ahıska Türkleri'nin Gürcistan'da bir bölgede yerleşmesi durumunda ayrılıkçı eylemlerin artacağını gündeme getirmektedirler. Ermeniler de bazı Gürcü muhalifler gibi bu projenin Azerbaycan ve Türkiye destekli olduğunu iddia ederek Gürcistan halkını bu projeye karşı çıkmaya teşvik etmektedir. Zaman zaman da Ahıska Türkleri'nin buraya yerleşmesi durumunda bölgede etnik istikrarsızlığın artacağını söyleyerek Ahıska Türkleri ve Gürcistan yönetimini tehdit etmekten çekinmemektedirler.

Aslında Ermenilerin korkusu, Ahıska Türkleri'nin kitlesel dönüşü ile birlikte bu bölgede Türk nüfusunun giderek yoğunlaşması ve Ermenilerin etkinliğinin azalmasıdır. Çünkü Gürcistan'ın Ahalkelek bölgesine yakın Marneuli bölgesinde de 400 bin civarında Azerbaycan Türkü bulunmaktadır. Böylece Ahıska Türkleri kendi ana vatanlarına dönmüş olurlarsa Ahalkelek Ermenileri Türk kuşatmasında olacaklardır.

Ahıskalıların geri dönecekleri toprakları olan Acara ve Ahıska Karadeniz'e kıyısı bulunan bölgeler olduğu için stratejik öneme sahip bölgelerdir. Bölge hem Bakü-Tiflis-Ceyhan Petrol Hattı'nın hem de Bakü-Tiflis-Ahalkelek-Karsa Demiryolu'nun güzergahı olduğu için de stratejik öneme sahiptir. Bütün bu nedenlerden dolayı Ermeniler Ahıska Türkleri'nin Ahıska bölgesine değil Gürcistan'ın geneline yerleştirilmesini istemektedir. Gürcistan parlamentosunun "geri dönen Ahıska Türkleri Gürcistan'ın istedikleri bölgesine yerleşebilir" ibaresi de ucu açık bir ifadedir. Bu ifade Ahıskalıların kendi ana vatanlarına yerleşmesi önünde engel oluşturabilir. Gürcistan yönetimi, güvenlik veya sosyo ekonomik nedenleri öne sürerek Ahıska Türklerini Gürcistan'ın geneline yayabilir. Bu durumda Ahıska Türkleri'nin yıllar sonra, zorlukla elde ettikleri hakları yeniden ellerinden alınacağı gibi Ahıskalıların asimilasyon süreci yani Gürcüleşme süreci de hızlanacaktır.

http://www.beyazrenkler.com/forum/archi … 20113.html


МОЙ!!!!

J@L@LДата: Sa, 23/02/08, 21:01 | Сообщение # 4


Награды





Kara_Kash_Kara_Goz, Это взято с поисковиков, так что Миша вежливо! wink
AhiskaturkДата: We, 27/02/08, 02:24 | Сообщение # 5


Награды
За начало



Сообщений: 46
История Ахиска - Турков

Ахалцихские турки, с древних времен заселявшие исторические области Грузии Месхети и Джавахети, являются тюркской этнографической группой, говорящей на обогатившемся местными заимствованиями восточно-анатолийском диалекте турецкого языка.

В XIII веке на этой территории возникло княжество Самцхе-Саатабаго (атабекство Самцхе), а в XVI веке была создана административная единица в составе османского султаната - Ахыскинский пашалык. В 1828 году в результате русско-турецкой войны Ахыскинский пашалык перестал существовать, а часть его территории вошла в состав Российской империи. Так начался новый этап в истории ахалцихских турок. На этой территории были созданы два уезда - Ахалцихский и Ахалкалакский. В результате жесткой колонизаторской политики в отношении местного турецкого населения большинство местных жителей переселилось в Турцию, а взамен началось массовое заселение этих территорий армянами из Карса и Баязита, причем иммигранты сразу же приступили к различного рода провокациям и интригам против русских, грузин и турок ("Ахалцихская нетерпимость". "Кавказ" (№ 94), 1897 г.).

В 1828 году численность населения города Ахалцихе составляла более 50 тысяч человек. В последующие годы эта цифра составляла: 1939 г. - 12,2 тыс., 1959 г. - 16,9 тыс., а к 1966 году она достигла 17,8 тыс. (Советский Союз. Географическое описание в 22-х томах. Грузия. Отв. ред. Ф.Ф.Давитая, М., 1967, с.298).

В конце XIX - начале XX столетия значительно усиливаются репрессии против турок. Хорошо вооруженные отряды армянских боевиков развязали массовый террор против местного населения. Перед лицом этой опасности турки начали организованно сопротивляться. Лидеры местных турок Омар Фаик бей, Осман Сaрвaр Атабек и Диканлы Хафиз бей во главе отрядов добровольцев делали все возможное для обеспечения мира и спокойствия в этих местах.

Новейшая История

В конце 1918 - начале 1919 года провокации дашнаков привели к военному столкновению между Грузией и Арменией. Следует заметить, что, лишь появившись на Кавказе в начале XIX века, армяне уже начали претендовать на грузинские земли. В 1913 году наместник Кавказа граф Воронцов-Дашков создал специальную комиссию для обсуждения требований армян вывести Борчалинский и Ахалкалакский уезды из состава Тифлисской губернии и присоединить к Гюмри. В 1917 году поднимается вопрос о создании Гюмринской (Александропольской) губернии и присоединения к ней еще и области Лору. В тот же самый период выдвигается идея о создании "великой Армении" на обширной территории между тремя морями, включая и земли Грузии и Азербайджана. Напряженность ситуации вынудила турок и грузин создать летом 1917 года на съезде крестьян в Тбилиси антиармянский грузино-мусульманский союз (В.Гурко - Кряжин. Армянский вопрос. Б., 1990, стр. 13). В 1919 году христианские организации грузин призвали армянских лидеров прекратить террор против мусульман. В свою очередь, ахалцихские турки помогали грузинам в самые тяжелые минуты, во время армянского террора предоставляли убежище грузинам-католикам, спасая их от смерти. В одном только селе Уде с января по март 1919 года было таким образом спасено 180 грузин-католиков (Л. Бараташвили, К.Бараташвили. Мы - месхи... // Литературная Грузия, 1988).

В соответствии с договором о дружбе, подписанным в Москве 16 марта 1921 г. между Турцией и Россией, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды отошли к русским, а позже были присоединены к Грузинской ССР. Но и в советское время армяне не оставляли попыток прибрать эту территорию к рукам. Армянами были выдвинуты официальные требования создать еще одну армянскую административную единицу на базе областей Ахалкалаки и Борчалы (Н.Насибзаде. Азербайджанская Демократическая Республика. Б., 1990, стр. 47). Параллельно проводилась тактика ползучей армянизации областей Ахалкалаки и Ахалцихе за счет переселенцев.

В 20-30-е годы XX века усиливается культурное и экономическое развитие ахалцихских турок, формируются новые культурно-просветительские центры, растут национальные кадры, открываются технические и педагогические школы, курсы политпросвещения. Омар Фаиг Неманзаде, Осман Сервер бей, Ахмед Пепинов, Мамед Зеки Дурсунзаде, Мамед Али бей, Афзал бей, Мамед Шейхзаде играли видную роль в общественной жизни Закавказья. Газеты и журналы, выходившие в Грузии на турецком языке, в том числе "Адыгюн колхозчусу" (1931), "Гызыл ренджбер" (1933), издававшиеся в Адыгюне, "Коммунист" (1930) - в Ахалцихе, "Багбан", "Сосиализм кянди" (1940) - в Аспиндзе, играли прогрессивную роль в общественной жизни турок.

В 20-30 годы открываются кружки театральной самодеятельности. В 1934 г. при содействии Тбилисского азербайджанского театра начал функционировать Адыгюнский колхозно-совхозный театр под руководством Ибрагима Исфаханлы (Аббас Гаджиев. Тифлисский азербайджанский театр. Б. 1984, с. 138 - 141; его же, Тифлисский азербайджанский и Адыгюнский тюркский театры. Б. 2006).

В конце 20-х годов в этом регионе были созданы пять новых районов - Адыгюн, Ахалкалаки, Ахыскине, Аспиндза и Богдановка. По переписи 1939 г больше половины населения Ахалциха (28.480 из 55.490) составляли турки. Отметим, что эти статистические данные были необъективны, во всех сообщениях численность турок в Ахыске-Ахалкалаке занижена. В информации Института истории, археологии и этнографии имени Н.Джавахашвили даны более или менее реальные цифры, отличающиеся от данных официальной статистики на 1939 год: в Адыгюнском районе турки составляли 80% населения, в Богдановке - 70%, Аспиндзе - 66%, в Ахалцихе - 51% (К уточнению важного исторического факта // Газета “Народное образование”, Тбилиси, 30 июля 1989, с. 10-11).

Из документов становится ясно, что план выселения турок из этих мест готовился давно. С этой целью еще в начале войны от Боржоми до Вале была проложена 70-километровая железнодорожная ветка. Постановление № 6279 о переселении турок было принято Государственным комитетом обороны 31 июля 1944 года, а 20 сентября издан приказ НКВД под номером 001176.

Перед депортацией среди турок проводилась унизительная агитация, их пытались склонить к принятию грузинской национальности. Но, как указывается даже в грузинских источниках, народ решительно отвергал подобные предложения, выражая приверженность к своим корням (К уточнению важного исторического факта // Газета ЦК КП Грузии "Народное образование", 30 июля 1989 г.; Ш. Бадридзе. "Турки-месхетинцы": как возникала проблема?// Газета "Вечерний Тбилиси", 25 июля 1989 г.).

В начале ноября 1944 года районы расселения турок были блокированы войсками, а после объявления здесь военного положения на расвете 15 ноября началась бесчеловечная депортация мирного населения. За несколько дней из 220 сел было депортировано 125 тысяч человек - 115 тысяч турок, 7 тысяч курдов и 3 тысячи хемшин. В это время 46 тысяч ахалцихских турок сражались на фронтах второй мировой войны, из них 26 тысяч погибли, но тем не менее все вернувшиеся домой, в том числе сотни награжденных орденами и медалями за мужество и отвагу, включая 8 героев Советского Союза, были высланы в места депортации.

По официальной информации НКВД, к середине декабря 1944 года было выселено 92.307 человек, из них 18.923 мужчины (старики и инвалиды), 27.399 женщин, 45.085 детей до 16 лет. Первые эшелоны с депортированными турками прибыли в Ташкентскую область 9 декабря 1944 года после 22-дневного пути. Люди, которым было приказано взять еды на три дня, ехали по большей части без продуктов и теплой одежды в разбитых товарных вагонах.

По явно заниженным данным НКВД СССР на июнь 1948 года, в ходе этой варварской операции погибло 14.895 человек. В действительности за первые 6 месяцев погибло 37 тысяч человек, в том числе 17 тысяч детей (М.Бараташвили. Правовое положение месхов-репатриантов в Грузии. Тбилиси, 1998, с.12). Депортированные турки, ограниченные в свободе передвижения, ущемленные в социальных и гражданских правах, были расселены в сельских местностях республик Средней Азии и Казахстана. В течение 12 лет они жили в статусе спецпереселенцев, в условиях комендантского режима, в обстановке полного бесправия и произвола. Но даже такие испытания и лишения не сломили дух народа.

После XX съезда КПСС, 28 апреля 1956 г. был издан указ президиума Верховного совета СССР за №135/142, снявший с ахалцихских турок ограничения по спецпоселению и освободивший их от комендантского режима. В то же время в указе говорилось, что снятие ограничений не влечет за собой возмещения материального ущерба и не дает права возвращаться в места, откуда они были высланы. За долгие годы ахалцихские турки так и не дождались от советской власти полноценной реабилитации.

Первая небольшая группа ахалцихских турок прибыла в Азербайджан в 1958 году. Переселение в Азербайджан в целом сыграло положительную роль в судьбе этого народа, который получил возможность сохранить и развивать национальную культуру, активно участвовать в общественно-политической жизни, вообще жить в обстановке мира и дружбы.

Гейдар Алиев, руководивший Азербайджаном с 1969 года, живо интересовался проблемами ахалцихских турок, встречался с их представителями, старался оказать им всестороннюю помощь в рамках, допускаемых советским режимом. В 1973 г. после встречи с турками в селе Вархан Саатлинского района Г.Алиев издал распоряжение, согласно которому определенное количество абитуриентов-турок зачислялось в вузы без экзаменов. Этот шаг сыграл большую роль в социальном и культурном развитии народа.

Всего за 50-80-е годы в Азербайджан переселилось около 50 тыс. турок. После ферганской трагедии 1989 года большая часть беженцев из Узбекистана - около 40 тыс. также нашла приют в нашей стране, которая в тот период, напомним, вынуждена была принять также 200 тыс. беженцев из Армении, а несколько позже решать проблемы с размещением 800 тыс. вынужденных переселенцев из оккупированного Арменией Карабаха. Отметим, что поселившиеся в Азербайджане турки продолжают активную борьбу за возвращение на родину.

Народное движение ахалцихских турок активизировалось в середине 80-х годов. Под его давлением в 1988 г. в Москве была создана комиссия, которая подготовила официальный отчет о положении в ахалцихском регионе. Согласно этому документу, 84 из 220 селений региона все еще пустуют, объем производства сельскохозяйственной продукции снизился по сравнению с 1944 г. в 5 раз, а население уменьшилось на 59 тыс. человек, 70% земельных угодий не используется.

В 1989 году в Ферганской долине Узбекистана были спровоцированы кровавые погромы, главными жертвами которых стали жившие здесь турки. По свидетельствам очевидцев, среди провокаторов и организаторов погромов практически не было местных жителей ("Ферганская правда", 19.06.1989). Начальник управления КГБ Ферганской области Н.Песков также подтвердил, что незадолго до резни было отмечено прибытие особо опасных преступников из РСФСР, и, что кровавые события были заранее запланированы ("Моя родина - Грузия", Тбилиси, ноябрь 2001, №4, с. 13). Одна из основных целей, которая преследовалась в ферганских событиях, - давление Кремля на Грузию, грузинский народ, в полный голос заявивший в апреле 1989 года о своем стремлении к независимости и свободе. Однако ахалцихские турки не поддались на провокацию, не позволили использовать себя в качестве инструмента политических игр.

После трагедии в Фергане национальное движение ахалцихских турок заметно активизировалось. Движение за возвращение на родину оформилось еще в конце 1950-х годов, а учредительный съезд общественной организации турок был проведен в 1962 году в подпольной обстановке. В 1990 году общенациональная организация переименована в общество ахалцихских турок "Ватан". После распада СССР эта организация приобрела международный статус, а в 1996 году принята в Федеральный Союз народов Европы.

7-10 сентября 1998 года в Гааге, а 15-17 марта 1999 года в Вене при участии Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и Проекта по вынужденной миграции Института "Открытое общество" были организованы консультации, в которых участвовали представители правительств Азербайджана, Грузии, Украины, Турции, а также СЕ. Организаторы призвали всех участников встречи к координированным действиям с целью нахождения путей решения проблемы ахалцихских турок (Ч. Нейманзаде. Трагедия длиною в 58 лет // “Эхо Плюс”, 1 июня 2002 г.)

В 1999 году при вступлении в Совет Европы Грузия взяла на себя официальное обязательство в течение 12 лет решить проблему возвращения на родину месхетинских (ахалцихских) турок, в том числе в части подготовки законопроекта, обеспечивающего депортированному советским режимом населению Месхетии репатриацию и интеграцию, а также получение гражданства Грузии,...собственно осуществление репатриации и интеграции.

В последние годы приобрел актуальность вопрос эмиграции турецкого населения из Краснодарского края России в США. Об этом впервые стало известно в 2002 году, а в марте 2004-го посольство США в России официально объявило о вступлении в действие программы переселения турок в Америку (http:// www.gazetasng.ru). В США уже переехали первые семьи. Но около полумиллиона ахалцихских турок уверены, что решение их проблем возможно только при условии возвращения на историческую родину. И одним из основных препятствий на этом пути служит армянский фактор.

В Грузии сегодня в полной мере ощущаются последствия начатой 150 лет назад царской Россией искусственной арменизации Месхети и Джавахети. В настоящее время Джавахети превратилась в очередной очаг армянского сепаратизма. Здесь действуют такие террористические и сепаратистские организации, как "Джавахк", "Вирк", партия "Дашнакцутюн" и другие, проводящие подрывную работу и в Самцхе-Джавахети, и в Квемо-Картли (Борчалы). На последних парламентских выборах в Грузии армяне этих двух губерний, подстрекаемые упомянутыми сепаратистскими группировками, выступили "единым фронтом" (http// www.soyuzarmyan.ru).

Фанатичная вражда армян к туркам шокировала представителей Федерального Союза народов Европы, которые 10 ноября 1998 г. участвовали во встрече с армянской общественностью в Армянском государственном театре в Тбилиси. Член делегации С.Червонная, побывавшая в Тбилиси с целью ознакомления с положением турок, отмечала в своем отчете, что делегация ФСНЕ на этой встрече "имела возможность воочию убедиться, с какой развязностью выдвигаются в этой среде претензии и идеи, проникнутые яростной туркофобией".

"На этом собрании армянской интеллигенции, которая должна была продемонстрировать гостям из Европы, каким вниманием в Грузии окружено армянское национальное меньшинство (есть свой театр, газета, кафедра армянского языка в Педагогическом университете, часы армянского вещания по радио и телевидению, премии и почетные звания артистам и писателям-армянам и т.д.), не нашлось ни одного человека, который смог бы противопоставить трезвый и честный голос антитурецкой истерии, вызванной вопросом "Как вы относитесь к перспективе возвращения турок-месхетинцев?", который смог бы ответить на вопрос члена делегации, вице-президента ФСНЕ Х.Хансена "Почему одно (армянское) меньшинство в Грузии имеет все права, в то время как другое меньшинство (турки-месхетинцы) всех этих прав лишено?". Можно представить себе, какие формы приобретает агрессивная туркофобия в армянских аудиториях, не ограниченных узким кругом интеллигентcкого представительства и не связанных нормами хотя бы внешнего, вежливого внимания к европейским гостям… Президент Армении Роберт Кочарян, не остановившись перед прямым вмешательством во внутренние дела Грузии, в беседе с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе "особое внимание уделил репатриации месхетинцев в Джавахети, способной еще больше накалить обстановку в этом регионе" (Fact -Finding - Mission of FUEN - delegation to Georgia - Flensburg, 1998; Светлана Червонная . Проблема репатриации турок-месхетинцев. К отчету делегации ФCНЕ о поездке в Грузию и Россию 8-13 ноября 1998 года, раздел "Позиция армянской диаспоры и официального Еревана"; М. Воронин. Кочарян посетил Тбилиси. Президенты Армении и Грузии особое внимание уделили проблеме Джавахетии // Независимая газета, 25 ноября 1998 года).

Советник президента Грузии по вопросам межнациональных отношений Алексей Герасимов одним из основных препятствий на пути возвращения турок на родину назвал заселение армянами данной территории (Бюллетень "Убежище" Ассоциации ООН и УВКБ ООН, 2001, № 3-4).

Однако, наряду с этим, существенной помехой для ахалцихских турок следует признать недостаточно решительную позицию официальных органов Грузии и имеющиеся стереотипы и предрассудки (см.: Месхофобия - болезнь нравственности // "Моя родина - Грузия". Тбилиси, ноябрь 2001, №4, с.13). Еще один важный момент - отсутствие необходимой законодательно-правовой базы, из-за чего многие принятые решения не приводят к реальным результатам (Г.Мамулия. С правовой точки зрения все это висит в воздухе // Мы - месхи. Ежемесячный информационный бюллетень, 1997, №1).

Как еще одно препятствие нужно отметить националистические настроения и стереотипы в определенных научных и политических кругах Грузии. Это особенно проявляется в вопросах этногенеза народа, его современной этнической идентификации и терминологии. Эти сугубо умозрительные вопросы, по сути не имеющие отношения к решению правовой проблемы - репатриации преступно депортированной части населения Грузии, искусственно муссируются и превращаются в чуть ли не главное условие решения вопроса. Получается, что люди, высланные как турки, курды и хемшины, спустя 63 года должны вернуться на родину как "месхи" или "отуреченные грузины". Ясно, что такой далекий от права и неэтичный подход неприемлем для ахалцихских турок. Следующий момент - турки стремятся вернуться именно туда, откуда были высланы, это их законное право, тем более что никаких демографических или других препятствий для этого не существует.

Вместе с тем в последние годы, когда Грузия встала на демократический путь развития, наблюдается прорыв в отношении общественности и политической элиты к данной проблеме. Выражая позицию передовой грузинской интеллигенции, правозащитник Паата Закариашвили пишет: "Для возвращения на родину месхи не просят денег у Грузии… От Грузии они хотят только права на возвращение …Они не просят у нас компенсации… не просят, чтобы с той территории были выселены те грузины, которые там живут, о чем заявляют наши бессовестные политики и наши бессовестные (бесстыдные) депутаты, пробуждая этим страх у населения… Запечатанные двери проблемы не решат" (Паата Закариашвили. Государство не должно быть похоже на испуганного страуса // Общекавказская газета, 11-17 ноября, 1998, № 3, с.7). Сегодня ахалцихские турки возлагают большие надежды на законопроект, который готовится в парламенте Грузии. Демократические изменения, происходящие в этой стране, добрая воля правительства, союзнические отношения между Грузией, Турцией и Азербайджаном вселяют надежду на скорое решение проблемы ахалцихских турок и долгожданное возвращение этого народа на историческую родину.

Добавлено (27/02/08, 02:24)
---------------------------------------------
Здесь подробней о Этнография, Обряды,Национальной Одежде, Искусстве Ремесла, Промышленности и торговли а также наш Фольклор


Harsey - vatan icin, harsey - Ahiska icin!

Russian1475Дата: We, 05/03/08, 22:08 | Сообщение # 6

УВАЖИТЕЛЬНАЯ
Награды
За начало За 100 Постов За 2000 Постов



Сообщений: 3353
DAAAAAAAAA


sulik_huliganДата: We, 28/05/08, 09:48 | Сообщение # 7


Награды
За начало За 100 Постов



Сообщений: 133
good jon

Добавлено (28/05/08, 09:48)
---------------------------------------------
good job


Аллах Над Нами, Земля Поднами, Ножи В Кормане, В Перед Муслимане.

belosneshkaДата: Mo, 30/06/08, 01:20 | Сообщение # 8


Награды
За начало



Сообщений: 2
Dlya MDYA i ostalnih chitateley Ahiska TV. V istorii chelovechestva nikogda v odnom narode dva komponenta ne bivaet. Istoriya pokazivaet, narodi ot drugih narodov berut yazik, ili veru. Naprimer, Cialkinskiye Greki(Rumi) iz Gruzii, prinyali tolko yazik ot Turkov, a religiyu sohranili christianskoy.Turkskiye plemena v Gok Ovuz(gagauzi) Moldaviya, sohranili svoy tureckiy yazik, no prinyali christianstvo. No ni v odno vremya kultura ne perehodit iz odnogo naroda k drugomu ostaetsya perevonachalnoy ot istokov etogo naroda. Te kto Ahiska istinnih turok hochet vo chto to gruzinskoe vmeshat, pust znayut, chto nash yazik chisto tureckiy, nasha vera Islam-sunniti. A kultura iz nineshney vostochnoy Anadoliyi, podhodit s nineshnemi jivushimi nashimi soplemennikami v Turcii v gorodah: Ardahan, Shavshat, i Artvin. U nas vse s nimi odinakovoye, potomu chto mi vse jili na territoriyi po tecehiyu reki Kura, Turksko Kipchakskiye plemena, i v svoe vremya bilo gosudarstvo pod nazvaniyem Atabekler Hanligi. Prosba ni odnomu predatelyu svoey tureckoy nacii ne poyavlyatsya v obshestvennih mestah i ne pudrit nashim Ahiska Turkam mozgi i veshat lapshu, tolkat falshiviye istoriyi napisanniye nashimi vragami. Mi bili v Mirovoy civilizaciyi Turkami, ne smotrya na kucu vragov, ostanemsya imi na vsyu jizn.

Сообщение отредактировал belosneshka - Mo, 30/06/08, 01:29

MalvinaДата: Mo, 30/06/08, 03:09 | Сообщение # 9

МиШкА
Награды
За начало За 100 Постов



Сообщений: 643
belosneshka, spasiboooooooooo boshooooooooooooooooe pribolshooooooooooooe bilo ochen interesno pochitat !!!!!!!!!! ya mnogo chego uznala spasibo bolshoe za tvoy trud jana !!!!!!! iloveyou love thanx thanx thanx thanx thanx thanx

belosneshkaДата: Tu, 08/07/08, 15:49 | Сообщение # 10


Награды
За начало



Сообщений: 2
Selam kardeshler,sizlerle shanli Ahiska tarihimzden onemli kesintileriyle paylashmak istiyorum. Benim Erzurum arshivlerinden geturdugum kaynaklara gore Kars ve Ahiska tarihinin ichinde gechen olaylar boyle bashliyor. Ikinci Ardahan kongresine uyularak yapilan 131 kishilik buyuk Kars Kongresi'nde 17-8 Ocak 1919 gecesi butun ve kaza Milli Shuralari birlesherek Karsta "Cenub-i Garbi Kafkas Hukumeti Muvakkati Milliyesi" kuruldu. Bashkani Cihangiroglu Ibrahim Aydin sechildi. Chok ilginch, bayragida 3 renkti, ne renkler oldugunu benim kaynagimda yoktur, belki bashka kaynaklarda olabilir. Uyelerin ichinde Ahiskamizin Azgur Ilchesinden Yuksek Muhendis San Peterburgda egitim gormush 3-4 dilde konushan Osman Server Atabekta katilmishtir. Unlu komutanlarda ichlerinde varidi Halit Pashay'le, Kazim KarabekirYeni devletin yaptigi ishleri: Ikinci Nikolayin devrilmesi, yeni bolshevik devletinin olushumu bashlamishti. O kargashadan faydalanarak Ahiska bolgesinde referendum gechirildi, o zamanki Osmanli devletine katilmasi ichin.Referendumda milletin chogunlugu Turk devletine katilmaya razi olmushtu. Cenubi Hukumet yazi ishlerini ve konushma dilini turkche sechmishti. Demokratik kurallara gore yonetilecekti. Amachlari halki yerli ermeni ve gurcu, rus, ingliz somurguculerinden kurtarmak. Server Beg kendi arkadashlariile Ahiska Adigon ve bashka koylerinden 3000 kishilik jandarma (milis) guchleri kuruldu.Bunu tehlike goren yerli ermeni ve gurculer 28 bin kishilik orduyla, general Kvitinadze komutanliginda Ahiskaya girdiler. Azgur bogazinda onlara karshi gelen Server begin guchlerine Cihangiroglu Ibrahim 800 atliyle yardima geldi. 1919 nisanda ilk haftasi sonunda kisa sureli savash yashaldi. Karshi tarafin guchleri ustun oldugu ichin, bizim Turk guchlerimiz Ardahana chekilerek orda Gurcu ordularini durdurdular. Boylece Ahiskamiz yine bir defa ihtilaya ugramishti. Ve o zamnki Brest Litovsk anlashmasina gore Ahiska Turkiyeden disharida kalmishtir.1919'da Kars shehrini Ingilizler ishkal ettiler ve Cenubi Kafkas Hukumetinin uyelerinden 13 kishiyi Malta adasina surgun ettiler, hukumet dagilmishti. Turk guchleri yeniden birleship taaruza gecherek Karsi ve o bolgeleri kurtarmishtirlar. Kardeshlerim, bizim gechmishteki bu soylu insanlara yeni nesil olarak layik olmamiz lazim. Halkimizin dushmanlari basimiza chok oyunlar oynadilar ve hala oynuyorlar. Bizler bu oyunlariini bozacayiz ve Ana Vatan Ahiskaya, Baba Vatan Turkiyeye sahip chiktigimizi bildireceyiz. Allaha emanet olun, ve hoshcha kalin. Saygilarimla, Adigonlu Cihangir Cabiroglu.

  • Page 1 of 1
  • 1
Search:




Hosted by uCoz